новости

Что такое альтернативная коммуникация?

Вчера мы пригласили родителей на бесплатные консультации по средствам альтернативной коммуникации и оказалось, что мало кто из родителей понимает, что это такое.

Альтернативная коммуникация – это все другие способы общения, когда недоступна речь – жесты, движения головой, использование карточек и различных устройств.

Если ребенок не умеет говорить, или взрослый человек утратил речь из-за болезни, травмы и пр., то АДК поможет ему общаться с другими.

Какие средства коммуникации есть?

- общепринятые жесты – кивание головой, машем рукой привет или пока, пожимаем руку, пожимаем плечами и пр.

- использование разных предметов для общения – например когда маленький неговорящий ребенок несет маме ложку, показывая, что он хочет есть. Это могут быть и обычные предметы или специально подобранные. И если обычные дети сами по наитию начинают этим пользоваться, то детей с особыми потребностями надо этому учить, показывать, что именно конкретный предмет может обозначать что-то (действие, человека, желание и пр.)

- использование картинок – это карточки Пекс. Это могут быть фотографии или рисунки. Каждая карточка изображает предмет, продукты питания, человека, действие, все что угодно и чем пользуется человек каждый день.

- коммуникативные кнопки – ребенок нажимает на кнопку – приходит мама, больной нажимает на звонок в больнице – приходит медсестра. Обычно кнопка предназначается для какого-то одного важного действия

- коммуникатор (на видео) – устройство из нескольких кнопок. Можно сделать нужные картинки и записать звук. Например бытовые потребности, или членов семьи, или цвета – любые разделы жизни можно разместить там. Запись голоса создает впечатление, что это сам ребенок говорит – и это важно, что он может сказать

- устройство ай-трекер –приставка, которая крепится к компьютеру и считывает движение глаз. И тогда человек, который не владеет руками, и не может сказать, может управлять компьютером движением своих глаз. Тогда на экране можно разместить карточки с изображениями, или таблички со словами, или просто клавиатуру, чтобы человек мог что-то написать

Вот именно по всем этим возможностям общения у нас и состоятся сегодня консультации со специалистом.

Для кого это?

Для всех детей и взрослых, кто не пользуется речью (дети с ДЦП, аутизмом, синдромом Дауна и пр, взрослые в инсультом, после травм, с мышечными дистрофиями).

Почему это важно?

Мы часто сталкиваемся с тем, что мама очень хорошо понимает своего ребенка и угадывает по крику, что он хочет в тот момент. Но окружающие не понимают этого ребенка. А что будет тогда, когда мамы не будет рядом?

Невозможность общения – очень ограничивает человека, не дает ему развиваться. Взрослые, которые тратили эту возможность могут впасть в депрессию, получить нервный срыв и пр. В таком случае они уже не могут полноценно жить.

Общение – это одна из самых важных потребностей.

Но чтобы эту потребность удовлетворить – этому надо научить и дать те средства, которые подойдут именно этому человеку.
Made on
Tilda