Список видеоуроков психологической школы. Часть 1
https://vk.com/video-106895835_456239237; Принятие диагноза; 33:07; Первая тема, которую мы обсудим, это принятие. Поскольку с принятия начинается любой процесс проживания нового опыта. Многие помнят свои эмоции этого периода, как сложно в это поверить, как жизнь меняется в одну секунду. Растерянность, шок, неверие в то, что происходит, поиск причин и "виноватых".
О принятии чего мы будет говорить?
Принятие диагноза
Принятие изменений в своей жизни
Принятие ребенка таким как есть
Принятие СЕБЯ мамой такого ребенка
Принятие особенного ребенка – это прощание с идеальным образом материнства (или отцовства), с определенными ожиданиями от материнства, которые мы все с вами имеем. А с ожиданиями очень тяжело расставаться. Но это дорога в новый опыт, который будет не таким, как вы ожидали, но он точно может быть хорошим и ценным.
С принятия начинается движение в сторону изменений и адаптации к диагнозу. Без прохождения фазы принятия очень трудно двигаться дальше, и человек застревает в прошлом, поскольку не хочет видеть настоящее и не видит смысла двигаться в будущее. Застревает в эмоциях, в боли, в злости или в вине, фокусируется на своих несбывшихся ожиданиях. Но важно помнить, что любые изменения и вызовы – это всегда новые возможности.
Поговорим о том:
Что затрудняет принятие?
Что подразумевает термин «принятие»?
Принять равно смириться?
Какие существуют основные фазы проживания и принятия кризисной ситуации (отрицание, гнев, торг, печаль)
Как вести себя если близкий человек (супруг) застрял в фазе «отрицание»
Почему так важно проживать все свои эмоции
Как помочь себе пройти этот процесс
https://vk.com/video-106895835_456239238; Принятие диагноза; 5:08; Как проверить и определить, что вы не прошли процесс принятия и все его фазы.
https://vk.com/video-106895835_456239239; Интервью По душам с Фаридой; 43:40; В дополнение к нашим видео-лекциям представляем вам разговор в формате интервью с родителями, где мы обсуждаем вопросы, которые многих волнуют:
Как справляться с тревогой
Что делать со своей агрессией
Можно ли злиться на ребенка
Как быть с виной и беспомощностью
Как выходить из социальной изоляции
Чем чревата потеря себя и «растворение» в ребенке
Есть ли перспектива работы или частичной занятости с особым ребенком и без няни
Где брать ресурс, чтобы справляться
Где брать поддержку
Прошу вас бережно отнестись к нашим гостям, поскольку для всех это трепетный и сложный разговор, еще и на камеру. Они будут признательны вам за поддержку
https://vk.com/video-106895835_456239241; Опора; 30:26; Сегодня наша тема – ресурс и выгорание родителя. Обсудим также, почему так важно все же оставить себя на первом месте в своей жизни (самое главное – на внутреннем уровне, физически вы при этом можете довольно много времени проводить с ребенком) и не превращать свою жизнь в борьбу с диагнозом.
Почти все родители рано или поздно сталкиваются с выгоранием и усталостью, и дело не только в постоянных занятиях. Так почему же родители выгорают?
Неадекватные ожидания от себя, от реабилитации и от ребенка
Интенсивный темп реабилитации, который вы не выдерживаете
Превращение жизни в борьбу с диагнозом
Постоянное вытеснение негативных эмоций (грусть, вина, стыд, злость, боль)
Регулярное ущемление своих потребностей и желаний (я - по остаточному принципу)
Затронем неочевидные последствия ситуации, при которой ребенок находится в центре вашей жизни, и почему это не норма:
Какие послания получает ваш ребенок при этом
Как будет воспринимать жизнь
Чего он будет ожидать
Введем золотое правило «30 минут только на себя» (это самый минимум для психологического выживания) и поговорим о том, зачем нужно составлять список удовольствий в своей жизни. И если у вас его еще нет, то самое время начать его писать
https://vk.com/video-106895835_456239254; Фигура диагноза; 26:40; Дорогие родители🌸 в рамках второй темы у нас выходит дополнительное видео: Фигура диагноза.
Видео может быть неожиданным для вас и подсветит новые нюансы. Вы наверняка слышали о том, что очень важно то, на чем мы фокусируем внимание (где внимание – там энергия), и мы поговорим об этом подробнее.
В этом видео обсудим:
Что такое Фигура диагноза, и как она влияет на семейную систему
Как мы выстраиваем коммуникацию с ребенком
Ответим на вопрос: с кем мы общаемся большую часть времени – с ребенком или с Диагнозом?
Нормально ли если ваша жизнь превращается в борьбу с диагнозом?
Какие бывают последствия того, что семейная система выстраивается вокруг диагноза?
Какие существуют признаки того, что диагноз «захватил» вашу семейную систему
Что делать на практике, если это случилось?
Также мы обсудим, на что мы обращаем внимание в своем ребенке, какие стороны в нем «подсвечиваем»? Смотрим в его силу или в его слабость? В видео поговорим о том, зачем нам дневник достижений ребенка, и почему вести его так важно. И обсудим золотое правило для нашего спокойствия: сравнивать ребенка только с ним самим, а не с другими детьми.
https://vk.com/video-106895835_456239289; Чувство вины; 27:53; Почти все родители сталкиваются с этим чувством, и либо осознают его, либо вытесняют и избегают, но оно почти всегда есть.
Сложно поверить в то, что я ни в чем не виноват. Сложно поверить, что если со мной все в порядке, то у меня мог родиться такой ребенок. Все мы задавали себе вопросы, почему так произошло, почему со мной.. И вряд ли есть те, кто смог найти точные ответы.
Самое важное для меня сказать вам: вы не виноваты в том, что произошло с вашим ребенком! Каким бы вы ни были человеком – с вами все в порядке, вы достойны любви, уважения, жизни для себя, удовлетворенности и счастья. Вы достаточно хорошая мама или достаточно хороший отец, и вы справляетесь как можете. И справляетесь очень хорошо, раз вы в этом чате и беспокоитесь о развитии своего ребенка, ищите возможности помочь ему. Я очень горжусь каждым из вас!
В этом видео мы обсудим:
👉2 типа вины: рациональная и иррациональная
Проявления вины в случае с диагнозом:
👉Мысль или убежденность, что я мог это предотвратить, что я делаю недостаточно
👉Поиски причины и виноватых
👉Желание оправдываться, извиняться и объясняться
👉Запрет самому себе на жизнь, на удовольствие, на свое время («Я буду искупать эту вину и сам определю себе наказание, пожертвую чем-то»)
👉Строгость, критика к себе, аутоагрессия, недовольство собой
👉Ощущение неполноценности, неуспешности из-за слияние с ребенком (ребенок – часть меня, продолжение меня, и если с ним что-то не так, значит что-то не так со мной)
Поговорим, для чего нам вообще вина и что мы может из нее извлечь?
Любые чувства – это наша связь с самим собой, которая показывает, что мы чем-то недовольны.
Вместо обвинения отвечаем себе на вопросы:
👉Что можно изменить?
👉Что можно улучшить или скомпенсировать?
👉Что теперь с этим делать?
Помните, что не нужно тратить свою энергию на прошлое (если вина рациональная и связана с каким-то событием и поступком в прошлом), лучше оставить ее здесь и сейчас и направить в свое будущее.
https://vk.com/video-106895835_456239293; Страх и тревога; 23:23; Эти чувства, как мы с вами знаем, постоянные спутники родителей детей с особенностями (да и в целом любых родителей🙂).
Конечно, в случае с особенным ребенком, есть как минимум два фактора, усиливающие тревогу: неясный прогноз на будущее у ребенка и постоянное давление, которые испытывают родители в связи с сомнениями, все ли они делают для ребенка, делают ли достаточно.
В первом видео, посвященном этой теме, мы обсудим самые распространенные страхи и тревоги:
👉Страх за будущее ребенка
👉Страх не справиться (с воспитанием, реабилитацией и другими сложностями)
👉Страх, что будет только хуже
👉Страх, что будет с ребенком, если я умру
Поговорим о том, почему важно работать с тревогой, и по какой причине это чувство одно из самых деструктивных:
👉На вытеснение тревоги тратится очень много психических сил – если вы замечали человек очень сильно устает от тревожных мыслей
👉Разрядки тревоги и дальнейшего расслабления не происходит (как в случае, если человек боится выступления, и оно потом происходит)
👉Пребывание мыслями в будущем (в том, что может случиться), не хватает сил на настоящее
👉При тревоге мы смотрим в ущербную часть ребенка и будущего. Очень важно куда мы будем направлять свое внимание – в ресурсную или в ущербную часть ребенка
👉Ребенок тоже чувствует тревогу, и это может иметь определенные последствия
Кроме этого, обсудим из чего состоит доверие:
🌸Доверие к себе
Что означает:
👍Я справляюсь
👍Я могу
👍Я хороший
👍Со мной все в порядке
Уверенность в своих силах
🌸Доверие к миру
Что означает:
👍Умение просить о
👍Уверенность, что решение точно есть
👍Убежденность, что мир настроен к вам дружелюбно
Во втором видео к этой теме мы поговорим о конкретных упражнениях и способах работы с тревогой и страхом🙂
https://vk.com/video-106895835_456239316; Как рассказать о диагнозе; 16:35; Обсудим:
👉В какой момент лучше рассказывать о диагнозе
👉Как реагировать и что говорить, если к вам на улице подходят люди, делают замечания и задают вопросы
👉Почему другие люди в такие моменты часто говорят глупые или обидные вещи
Важно понаблюдать, какие чувства у вас вызывает чужая обратная связь, насколько они интенсивные. Это может быть маркером большого количества подавленного стыда, вины, неполноценности или других эмоций.
На самом деле тяжелее всего выдерживать не чужую реакцию, а свои чувства и ощущения в этот момент..
Также затронем момент привязанности к общественному мнению и позитивной обратной связи. Такая привязанность есть почти у всех, но важно понимать, насколько она интенсивная, и почему мне так важна обратная связь, есть ли у меня другая опора для ощущения, что со мной «все хорошо».
https://vk.com/video-106895835_456239317; Стыд; 10:13; Стыд зачастую постоянный спутник семьи с особенным ребенком, и многие даже не осознают его присутствие и влияние на свою жизнь, поскольку стыд очень быстро вытесняется.
В этом видео мы обсудим:
👉Как происходит вытеснение стыда и чем это чревато
👉Какова связь стыда, агрессии, прокрастинации и способности проявляться
👉Что делать, если вы часто ощущаете стыд
Если ситуаций, в которых вы испытываете стыд много, и вы про них помните и прокручиваете у себя в голове, это повод поработать с этим чувством дополнительно.
Проанализируйте за что именно вам стыдно больше всего, что вы чувствуете в этот момент, и какие у вас возникают ощущения («я всем мешаю», «все на нас смотрят», «мы не такие»). Ответьте себе на вопросы, комфортно ли вам проявляться и быть заметным, каким вы себя чувствуете, когда на вас обращают внимание, были ли у вас ситуации до рождения ребенка, когда вы испытали сильный стыд или унижение.
В противовес стыду очень важно учиться давать себе поддержку в любой ситуации, нужно развивать чувство своей ценности и полноценности, ощущения, что «со мной все в порядке и я хороший», замечать в себе позитивные вещи.
https://vk.com/video-106895835_456239318; Я устала. Признаки выгорания; 22:08; Поговорим о том, на какие признаки и симптомы нужно обращать внимание, и в каких случаях нужно срочно обратиться за помощью. Мы все с вами много устаем и переживаем, но есть ряд ситуаций и состояний, когда помощь со стороны просто необходима🤝
Поэтому ознакомьтесь с этими признаками и продиагностируйте себя. Я очень прошу вас относиться к себе бережно и позаботиться о себе🙏
В видео сделаем небольшое упражнение на диагностику вашего состояния ресурса.
Важно отследить куда и на что уходит ваш ресурс, чтобы минимизировать эти потери. Иногда проще «закрыть» утечку, чем постоянно пытаться себя чем-то наполнить.
Куда часто уходит наш ресурс:
👉Вытесненные чувства (страх, вина, стыд, неудовлетворенность, обида)
👉Однообразие и рутина
👉Постоянные мысли, беспокойство и тревога
👉Невыстроенный режим дня и плохой сон
Также важно задавать себе вопрос: «От чего я устаю больше всего? Что так сильно влияет на мое состояние?»
Наша с вами задача заботиться о себе и вырастить внутреннего взрослого, который будет следить за вашим состоянием и заботиться о вашем внутреннем ребенке.
https://vk.com/video-106895835_456239324; Нарушения в семьях, где есть ребенок с особенностями; 28:55; Мы начинаем небольшой цикл лекций о семейной системе. Системно-семейный подход – отдельное интересное ответвление психологии. В центре данного подхода – семья, как отдельная динамическая система со своими законами, динамикой, кризисами, ресурсами, особенностями, циклами развития и т.д.
Мы рассмотрим наиболее оптимальный вариант выстраивания приоритетов с точки зрения семейного подхода:
1. Мои отношения с собой - Я на первом месте
2. Мои отношения с партнером - Крепкая женско-мужская пара
3. Мои отношения с детьми
4. Мои отношения с родителями
Обсудим частые нарушения в семьях, в которых воспитывается ребенок с особенностями:
👉Нарушения иерархии в семье – дети (или один ребенок) становятся главными, вокруг них вращается вся семья
👉Основной ресурс всей системы стабильно (финансовый, временной, эмоциональный) расходуется на ребенка
👉Более тесная связь одного из родителей (чаще мамы) с ребенком чем с партнером
👉Проблемы и судьба ребенка – основная тема в семье
👉Приоритет особенного ребенка перед нормотипичным, здоровым братом или сестрой
👉Сложности с выражением гнева и ревности у здорового брата или сестры
👉Подавленная вина и гнев у здорового брата или сестры
👉Ощущение ненужности и неполноценности у здорового брата или сестры
👉Устойчивое развитие треугольника «Жертва-агрессор-спасатель» в семье
Такие нарушения могут в дальнейшем вызвать у ребенка:
👉Трудности с сепарацией
👉Тревогу и неуверенность
👉Ощущение, что с ним что-то не так
👉Ощущение, что ему «все должны», весь мир вращается вокруг него
👉Инфантильность и постоянный поиск «взрослого»
👉Ощущение своей беспомощности, сильная внутренняя «жертва»
👉Уверенность, что он с жизнью не справляется
Обсудим простые упражнения, которые можно сделать. Также, многие темы мы более подробно разберем в последующих видео.
https://vk.com/soyuz_roditeley?z=video-106895835_456239325%2Fpl_-106895835_-2; Ребенок и семейная система; 10:57; В видео обсудим:
👉Две противоположные тенденции в семейной системе: стремление к сохранению постоянства и стремление к развитию
👉Параметры семейной системы (гибкость, границы, сплоченность)
👉Причины жестких границ и изоляции в семьях с особенным ребенком
👉Что такое семейный сценарий
👉Послания, которые передаются в семейной системе
В качества самоанализа, пожалуйста запишите те послания, которые вы получили в своей семейной системе и подумайте, как они влияют на вашу сегодняшнюю жизнь, отношение к жизни и к себе. Хотели бы вы изменить их? Помогают ли они вам или ограничивают?
Примеры семейных посланий:
Когда родятся дети, жизнь закончится
Поживите сейчас, пока детей нет
Муж сегодня есть, а завтра нет, на мужчин не стоит полагатьсям
Все мужчины изменяют
Все женщины меркантильные
Все самое лучшее – детям
У нас в семье все невезучие
У тебя такой характер, мужа себе никогда не найдешь
Я так с тобой намучилась
https://vk.com/soyuz_roditeley?z=video-106895835_456239326%2Fvideos-106895835%2Fpl_-106895835_-2; Ребенок и семейная система. Здоровые братья и сестры; 8:11; Первое, что стоит запомнить - любые чувства второго ребенка – нормальны. Просто нужно объяснить и показать ребенку, что выражать их можно по-разному. Необходимо разделить саму эмоцию и ее проявление.
Что нужно делать, если у здорового брата или сестры есть негативные чувства к особенному брату или сестре, например – злость, ревность, обида:
👉Проговаривать ребенку, что с ним происходит («Ты сейчас очень злишься на брата, потому что он громко кричит»)
👉Легализовать эмоции ребенка («Это нормально, я тоже расстраиваюсь, когда кто-то громко кричит, тебе хочется побыть в тишине»)
👉Разделить эмоцию и ее проявление («Ты можешь злиться на брата, но бить его нельзя/но кидать вещи нельзя»)м👉Предоставить ребенку способ выразить и прожить эмоции («Когда я злюсь, я делаю вот так.., давай попробуем вместе»)
👉Проговаривать регулярно ребенку его место в системе («У тебя есть свое место, его никто не займет, ты у нас старший/ младший, я люблю вас одинаково, мы тебя с папой очень ждали и так радовались, когда ты родился и т.д.») м👉Выделить ребенку его персональное время (например, 15 минут в день) и внимание
👉Можно вместе смотреть его детские (младенческие) фотографии, видео и рассказывать, какой он/она был милый, хороший, как вы его любите
👉Не стыдить и не виноватить его за то, что он чувствует
Также обратите внимание, не сдерживаете ли вы собственную злость, раздражение или усталость на особенного ребенка, не запрещаете ли вы себе испытывать эти чувства, не ругаете ли себя за них (в некоторых случаях, если в семье эти чувства под запретом, кто-то один в системе, и чаще всего это ребенок, начнет их выражать "за всех членов семьи"). Это может быть "симптом семьи". Более подробно мы разберем эту тему в следующем видео.
https://vk.com/video/@soyuz_roditeley?z=video-106895835_456239345%2Fclub106895835; Симптом в семейной системе; 25:16; рассмотрим такое интересное понятие как «симптом» семьи. Если рассматривать семейную систему как единый целостный организм, то симптом может каким-то образом отражать процессы всей системы, а не отдельного человека.
Например, ребенок болеет, и тогда родители, которые часто ругаются и спорят между собой, объединяются для решения проблемы, начинают общаться и договариваться. Соответственно, ребенок несет функцию «объединения или перемирия» семьи. Или ребенок вдруг начинает получать плохие оценки, мама (или папа) начинают беспокоиться, разговаривать, ругать, отчитывать, «замечают» ребенка. И если вдруг до этого на ребенка не было ни сил, ни времени, то, как ни странно, для ребенка лучше «негативное» внимание по сравнению с его полным отсутствием. И плохие оценки могут быть способом получения внимания.
👆Конечно, не всегда какое-то поведение является симптомом семьи. Иногда банан – это просто банан🍌 Каждый случай индивидуален и уникален.
Чаще всего симптом отличает
👉Повторяемость
👉Систематичность
👉Цикличность
👉Наличие определенного сценария и плюс-минус одинакового исхода
Какие бывают распространенные симптомы:
👉Агрессия и аутоагрессия
👉Болезни, физическое состояние ребенка, хронические заболеваниям👉Плохое поведение ребенка, бунт, сбегание из дома
👉Воровство
👉Снижение успеваемости и плохие оценки
👉Истерики или нежелательное поведение ребенка (особенно в отдельных местах или с отдельными людьми)
👉Чрезмерная тревога ребенка, замыкание в себе и т.д.
Самое важное при работе с симптомом:
👉Определить для чего он появился (какая у него функция), какие проблемы и задачи в семье решаются на счет симптома, что он дает системе и чего ее лишает
👉Проанализировать реакцию всех членов семьи на проявление симптома, поскольку иногда симптом позволяет получать определенную реакцию, «внимание» или «разряжать» негативные чувства, если какие-то из них под запретом.
Например, в семье «нельзя злиться», конфликты и злость избегаются и замалчиваются, родители (или кто-то один из них) всегда хорошие, добрые и никому не отказывают, не проявляют злость в ситуациях, когда это необходимо или запрещают себе злиться (например, на ребенка инвалида). В таком случае злость может выражать кто-то другой из членов семье, чаще всего это ребенок.
Снова отмечу, что каждый случай уникален и индивидуален, но если вас давно и систематически беспокоит какой-то симптом или поведение, то важно уделить этому внимание и проанализировать его.
https://vk.com/video-106895835_456239358?access_key=2b3a0a847cbd050c95; Работа с убеждениями; 31:27; наши мысли и убеждения оказывают значительное влияние на всю нашу жизнь, на то, как мы воспринимаем то, что с нами происходит, на наше эмоциональное состояние и качество жизни. Есть отдельное направление в психологии – когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), которое много внимания уделяет работе с мыслями и убеждениями.
Я всем очень рекомендую это видео к просмотру! Я хочу сказать от себя лично, что КПТ сильно повлияла на мою жизнь в позитивную ключе, и это одно из моих любимейших направлений в психологии.
Какое-то время я думала о себе, что я слабая, что я жертва обстоятельств, что моя жизнь закончена, и это сильно отравляло мою жизнь и влияло на многие вещи. Именно КПТ мне помогла пересмотреть свое отношение к себе и к миру. И понять не на уровне ума, а через опыт, что я и моя жизнь– это в том числе то, что я о об этом ДУМАЮ, как именно я это воспринимаю. И что в моих силах это изменить👍
В видео рассмотрим:
👉Что такое убеждение, и какое влияние оно оказывает на нашу жизнь
👉Какая связь существует между мыслями, эмоциями и поведением человека
👉Откуда берутся убеждения человека (родители, семья, окружение, сверстники, друзья, СМИ и т.д.)
👉Разберем конкретный пример одной и той же ситуации, разного ее восприятия человеком и поисследуем, как это восприятие будет влиять на результат и на действия человека.
👉Поговорим о распространенных убеждениях
Я не ценный
Я никому не нужен
Я не справлюсь, это ужасно
Материнство / родительство – это тяжелая ноша
https://vk.com/video-106895835_456239370; Работа с эмоциями; 21:40:; В видео мы разберем:
👉Для чего нам вообще нужны эмоции, зачем они человеку
👉Позитивные функции негативных эмоций
👉Почему не нужно полностью заглушать, игнорировать или вытеснять негативные эмоции
Обсудим план работы с эмоциями:
👉Признавать их и замечать
👉Разрешить себе проживать любые эмоции
👉Использовать технику «будильник эмоций»
👉Фиксировать яркие эмоции в конце дня
Разберем техники работы с эмоциями:
👉Прописывание или техника «слив»
👉Проговаривание
👉Арт-терапия (вылепить эмоцию, нарисовать)
👉Работа с телом
👉Работа с убеждениями
Рекомендации: посмотреть мультфильм Головоломка. 1 часть🙂
https://vk.com/video-106895835_456239375?access_key=a2909b300f9e457c37; Жалость к себе; 16:26; Нужно понимать, что на определенном этапе чувствовать жалость к себе вполне нормально, главное не застревать в этом чувстве надолго и поисследовать, что стоит за этим чувством.
Откуда берется постоянное ощущение жалости и апатии, с которым не удается справиться?
👉Фиксация на несправедливости происходящего (и мы снова возвращаемся к теме принятия, поскольку это означает сложности с процессом принятия)
👉Искажение реальности: «У всех остальных все хорошо», «У всех остальных дети нормальные, и проблем вообще нет» (спойлер: это не так🙄)
👉Фиксация на проблеме, на том, как это ужасно (на это уходит много сил и ресурса, но сделать вы ничего не можете при этом), вместо того чтобы сместить фокус на то «что с этим делать» и «как себя поддержать»
👉Ощущение от себя: «Я маленький, слабый / я не справляюсь со своей жизнью»
👉Ощущение внутренней слабости
👉Много ожиданий от себя или от ребенка, и вы выбиваетесь из сил
Важно проанализировать, какая потребность стоит за жалостью, поскольку базовой потребности в жалости не существует.. Чаще всего это потребность:
👉Во внимании
👉В поддержке
👉В одобрении
👉В сопереживании
👉В том, чтобы быть услышанным
👉В том, чтобы чувствовать опору, и что со мной все в порядке и т.д.
И стоит сосредоточиться на том, чтобы помочь себе удовлетворить эту потребность, как и у кого запросить поддержку, которая вам нужна. Также спросите себя, достаточно ли вы отдыхаете и поддерживаете ли себя, чувствуете ли вы опору и уверенность, что вы хорошая, и с вами все так?
https://vk.com/video-106895835_456239383?list=d1155e3d5387ad029f; По душам интервью с Анной; поговорим по душам Анной Сваровской - председателем некоммерческой организации «Альтернатива», сертифицированным специалистом по прикладному анализу поведения и одним из основателей школы развития «Умничка», которую наверняка многие из вас знают🤗
Помимо всех этих заслуг Анна на собственном опыте знает, что такое воспитание особенного ребенка, поскольку сама является мамой такого подростка.
Мы поговорили с Анной о ее опыте материнства и о том, как она узнала о диагнозе и что помогло ей справиться, о работе с психологом и поддержке близких. Обсудили, почему пропадает свое «я» в тесной связке с ребенком, и почему так важно его вернуть. Также в интервью - про отношения в семье, про общественное мнение и критику и про то, как начать отпускать ребенка и ослабить контроль.
Кроме этого, обсудили многие распространенные вопросы
👉Как справляться с тревогой
👉Почему важно замечать, что у ребенка получается
👉Как грамотно выстроить реабилитацию
👉Почему стоит обратиться к психологу
👉Как справляться со своей злостью и эмоциями по отношению к ребенку
👉Где брать ресурс и поддержку, чтобы выдерживать разные состояния ребенка и жить счастливо
👉Как вовремя остановиться и не превратить жизнь в борьбу с диагнозом
https://vk.com/video-106895835_456239390; Треугольник "Жертва-агрессор-спасатель"; 16:07; В первом видео мы поговорим про этот треугольник в целом, а в следующем видео разберем фигуру Спасателя более подробно, поскольку она часто становится одной из ведущих у человека, воспитывающего ребенка с особенностями. Главное не застрять в этой роли надолго🙄
В этом видео мы обсудим:
👉Как вас приглашают «поучаствовать» в треугольнике
👉Чем характерна каждая роль: жертва, агрессор и спасатель, и как ее распознать
👉Что объединяет агрессора и спасателя
👉Что такое игра "Да, но..", и всегда ли люди нуждаются в советах
👉Как жертва инициирует треугольник
👉Как ответственность за свою жизнь связана с треугольником Карпмана
Вы можете также задать себе вопросы:
👉В какой из ролей вы чаще всего находитесь?
👉В какой момент роль меняется?
👉Находитесь ли вы с определенными людьми в какой-то роли?
Разберем более подробно про ответственность за свою жизнь и каждую роль:
👉Жертва должна признать ответственность за свою жизнь и то, что она влияет на то, что с ней происходит, что она способна справляться с трудностями
👉Агрессор должен признать, что жертва сама несет ответственность за свою жизнь и имеет право ей распоряжаться как хочет, и не стоит ее оценивать, осуждать и критиковать
👉Спасатель также должен признать, что жертва сама несет ответственность за свою жизнь и способна справиться с теми трудностями, которые она встречает
https://vk.com/video-106895835_456239391; Фигура спасателя; 13:35; Более подробно остановимся на фигуре Спасателя. Мы уделяем ей больше внимания, поскольку в ситуации воспитания особенного ребенка часто ставит нас в вынужденное положения «Спасателя», и далее есть риск остаться в этой роли на всю жизнь. Характерные признаки:
👉Вы поглощены жизнью другого человека (других людей)
👉Вы часто испытываете тревогу и беспокойство
👉Вы часто испытываете вину
👉Вы с трудом выдерживаете, если кто-то вами недоволен или вы кому-то не нравитесь
👉Вы с трудом выдерживаете, когда другому человеку плохо
👉Вы чувствуете стыд, когда уделяете время себе или приходится отказывать
👉Вам нравится чувствовать себя нужным и полезным, без этого вам «не по себе»
👉Вам нравится или вы не можете не контролировать и др.
В заданиях к этой теме вы сможете продиагностировать себя и отметить, присуща ли вам данная роль и насколько.
В данном видео мы обсудим:
👉Поведение спасателя
👉Чувства, которые спасатель чаще всего испытывает👉Откуда берется эта роль
👉Какие потребности пытается закрыть Спасатель
👉Кто я такой, и что в моей жизни вообще останется, если мне некого будет спасать
https://vk.com/video-106895835_456239404; Ребенок во внешнем мире. Как выбрать сад или школу?; 16:47; Тема выхода ребенка в социум и выбора учебного заведения (дошкольного, школьного и т.д.). Такая ситуация может быть очень сложной для родителей ребенка с особенностями. Как правильно сделать выбор и не ошибиться с заведением? Примут ли ребенка в социуме? Куда пойти в норму или коррекцию? Как определиться при таком большом количестве советов, которые еще зачастую друг другу противоречат?
Придерживайтесь нескольких базовых правил:
👉Отталкиваемся от ребенка! (не от своих страхов или комплексов по поводу «коррекции» и «нормы», не от своих желаний, а от реального положения дел у ребенка).
На практике это бывает сделать сложно, потому что родитель в выборе ориентируется на себя, свои тревоги, опасения или свое отрицание происходящего с ребенком («Ему обязательно нужно в норму»). Здесь самое важное – смотреть и принимать решение именно отталкиваясь от возможностей и ограничений ребенка.
👉Консультируемся с несколькими специалистами (если сомневаетесь, а это нормально, то сходите к нескольким специалистам и послушайте несколько мнений, это поможет вам составить более полную картину).
👉Ориентируемся на конкретного педагога (в группе детского сада или в начальной школе очень многое зависит от конкретного педагога или воспитателя). Познакомьтесь именно с ним и обсудите лично свои вопросы и опасения.
👉Определите четко свои ожидания, оцените, насколько они реалистичны (чего именно вы ждете от школы или от сада, ждете ли вы, что «они» изменят вашего ребенка, решат проблемы). Оцените, насколько ваши ожидания реальны, проговорите и обсудите их вслух.
👉Оцените свое психологическое состояние. Не боитесь ли вы слова «коррекция», например? Или может, наоборот, ваш ребенок давно готов к норме, но вам психологически страшно его туда отпустить?
В случае конфликтов:
👉Помните, если речь идет о социуме, то в нем есть и другие люди. У которых также есть чувства, желания, страхи и комплексы. Если происходят конфликты, то не пугайтесь, это нормально. В жизни нормотипичных детей также много конфликтов. Помните, что в конфликте есть вторая сторона, и важно учитывать, что происходит с ней.
👉Не пугайтесь и не нападайте в ответ. Обычно, это первая защитная реакция, когда нам страшно или стыдно. Это очень неприятно, когда жалуются на вашего ребенка, но так бывает. (Помните, это не означает, что вы плохой родитель, это лишь означает, что ваш ребенок может вести себя по-разному. Помните, что вы – это не ваш ребенок👆).
Старайтесь относиться к этому спокойно и выслушать вторую сторону.
И напоследок - не бойтесь «совершить ошибку» при выборе заведения или передумать, это тоже нормально. Только в опыте мы понимаем, как лучше нам и нашим детям. Это не фатальное решение, которое навсегда и безвозвратно определит судьбу ребенка. У нас с вами всегда есть много других рычагов влияния на ребенка и на то, что с ним происходит🙂 А вы - живой человек, у которого есть сомнения, чувства и право на любой опыт
https://vk.com/video-106895835_456239421; Буллинг; 14:53; тема буллинга и принятия ребенка сверстниками. Любой родитель, несомненно, хотел бы обезопасить ребенка от подобных проблем. Надо сказать, что такую обширную тему не разобрать в одном небольшом видео, поэтому в этой теме жду ваши конкретные вопросы или ситуации. Ведь каждый случай и каждый ребенок – уникальны.
Основной вопрос, который волнует всех родителей
Как обезопасить ребенка от буллинга?
Если отвечать честно – «Никак». Ни нормотипичный ребенок, ни «хороший» ребенок, ни особенный ребенок не застрахованы от буллинга, и эта ситуация, которая может случиться с каждым.
Что же может сделать родитель для безопасности своего ребенка
👉Самое важное – поддерживать эмоциональный и доверительный контакт со своим ребенком и вовремя увидеть, что «что-то не так». Это поможет своевременно принять меры и решить ситуацию.
Помните, что у ребенка может быть другое восприятие ситуации и другая интенсивность эмоций (некоторые дети не в полной мере осознают, что именно происходит в отличие от их родителей, и именно родители тогда проживают боль, обиду и гнев).
Важно отделить свое восприятие от восприятия ребенка (также ответьте себе на вопрос, был ли у вас подобный опыт в детстве или подростковом периоде и прожили ли вы его).
Родители, которые сами сталкивались с буллингом или травлей часто очень сильно переживают за своих детей.
На что стоит обратить внимание, чтобы не пропустить буллинг:
👉Любые изменения в поведении ребенка
👉Телесные реакции (вдруг возникшие энурез, энкопрез, аллергические реакции, кашель; ребенок сжимается или съеживается при подходе к учреждению, напрягается)м👉Нетипичные эмоции (не связанные с настроением или ранним подъемом)
👉Ребенок стал молчаливым, замкнутым или истеричным
👉Категорические продолжающиеся отказы идти в учреждение (особенно если раньше такого не было)
Выходы и способы решения ситуации:
👉Службы медиации и решения конфликтов
👉Разговоры со всеми участниками конфликта
👉Консультации психолога
👉Смена учреждения при необходимости
👉Поддержка ребенка
Помните, что обезопасить ребенка от всего в мире невозможно. Мы все получаем разный опыт в процессе жизни, и это нормально. Часто ситуацию травмы (если она все же случилась) можно скомпенсировать, если целенаправленно заниматься этим вопросом.
В ваших силах давать ребенку ресурс и поддержку, давать ему ощущение, что с ним все в порядке, что ВЫ его любите и принимаете. Этот опыт может, в конечном итоге, помочь ему в компенсации травматичного опыта, если он случился.
https://vk.com/video-106895835_456239430; Отношения с мужем; 23:25; Тема взаимоотношений между супругами в семье, в которой появился особенный ребенок. Часто в такой ситуации супружеские отношения уходят на второй план, и все внимание семьи сосредоточено вокруг ребенка и его проблем, что скорее всего будет иметь последствия для супружеских отношений.
Иногда в таких семьях копятся претензии друг к другу, а разрушение ожиданий от родительства вместе с негативными эмоциями и ситуацией стресса, все больше отдаляет супругов друг от друга. Стоит понимать, что любая претензия – это потребность, и нужно научиться ее распознать и правильно озвучить партнеру. Очень важно в такой ситуации поддерживать друг друга, а не «добивать» недовольством и упреками.
В видео обсудим:
👉Что происходит в семье глазами мужчин
👉Почему мужчинам сложно выражать эмоции
👉Как страдает чувство полноценности у обоих партнеров
👉Как мужчина постепенно становится «функцией», а не человеком (также подобное может происходить и с женщиной)
👉В чем сложности выстраивания диалога
Что можно начать делать прямо сейчас:
👉Напишите историю семьи и появления ребенка с точки зрения вашего партнера
👉Начните все проговаривать
👉Определите, какая именно поддержка вам нужна
👉Не «нападайте» на партнера
👉Благодарите партнера и замечайте то хорошее, что он (она) делает
👉Выстраивайте диалог по-другому через «я-сообщения»
Помните, что когда-то вы вдвоем были парой, в которую пришел ребенок, и вы можете быть поддержкой друг для друга, а не разрушающей силой❤️